ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА

В первой половине и середине XVII столетия во французкой архи-тектуре складываются и постепенно укореняются принципы класси-цизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма.
  Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках го-сударства. Вводится новая должность " архитектора короля " и " пер-вого архитектора ". На строительство затрачиваются огромные сред-ства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях.
  По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые города возникают как военные форпосты или посе-ления близ дворцов и замков королей и правителей Франции. В большинстве случаев новые города проектируются в виде квадрата или прямо-угольника в плане либо в виде более сложных полигональных форм - пяти, шести, восьми и т. д. угольников, образованных оборонитель-ными стенами, рвами, бастионами и башнями. Внутри них планиру-ется строго регулярная прямоугольная или радиальнокольцевая сис-тема улиц с городской площадью в центре. В качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.
  Ведется перестройка старых средневековых городов на основе но-вых принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали, возводятся городские ансамбли и геометрически пра-вильные площади на месте беспорядочной сети средневековых улиц.
  В градостроительстве эпохи классицизма главной проблемой стано-вится крупный городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому плану. В 1615 г. в Париже ведутся первые планировочные работы в северо-западной части города, застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи. Воздвигаются новые мосты и расширяются границы города.
  На левом и правом берегу Сены строятся крупные дворцовые ком-плексы - Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье). Дальнейшее развитие градостроительных работ в Па-риже выразилось в создании двух правильных по форме - квадратной и треугольной - площадей, включенных в средневековую застройку города, - Королевской площади (1606-12, арх. Л. Метезо) и площади Дофина (начата в 1605 г.) на западной части острова Ситэ.
  Принципы классицизма, почва для которых была подготовлена зод-чими французского и итальянского Возрождения, в первой половине ХVII века еще не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с традициями итальянского барокко, для со-оружений которого характерны раскрепованные карнизы, усложнен-ная форма треугольных и криволинейных фронтонов, обилие скульп-турного декора и картушей, особенно в отделке итерьеров.
  Средневековые традиции были настолько сильны, что даже класси-ческие ордеры приобрели  в постройках первой половины века свое-образное истолкование. Композиция ордера - его расположение на поверхности стены, пропорции и детали - подчиняется структуре стены, сложившейся в готической архитектуре, с ее четко выделен-ными вертикальными элементами несущего каркаса  здания (про-стенками) и расположенными между ними большими оконными проемами. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группиру-ются попарно или пучками. Этот мотив в сочетании с подразделени-ем фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на от-дельные башнеобразные объемы,  перекрытые высокими пирами-дальными кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную классической системе ордерных композиций и чет-кому спокойному силуэту объема.
  Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми классицистическими принципами понимания красоты. Мно-гие культовые сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, скульптурными вставки и волю-тами. Примером может служить церковь Сорбонны (1629-1656, ар-хитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание Парижа, увенчан-ное куполом.
   Преобладание классицистических тенденций сказалось в таких со-оружениях, как церковь де ла Визатасьон (1632-1634) и церковь мо-настыря Минимов (начата в 1632г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от барочных образцов базиликального плана и трактовки фаса-дов как пышной архитектурной декорации.
  Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де БИОСом (после 1562-1626) для Марии Медичи. Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся в начале XVII века одним из лучших.
  Композиция дворца характеризуется размещением основного и бо-лее низких служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадно-го дворца (курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный внутренний двор, другая - к парку. В объемной компози-ции дворца четко проявились характерные для французской дворцо-вой архитектуры первой половины XVII века традиционные черты, например выделение в главном трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального бешнеобразных объемов, увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции.
  Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сход-ство с замками предшествующего столетия, благодаря закономерно-му и ясному композиционному построению, а также четкому ритми-ческому строю двухъяросных ордеров, расчленяющих фасады, отли-чается монументальностью и представительностью.
  Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимство-ванный у мастеров итальянского барокко, в творчестве де Броса по-лучил своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое бо-гатство и великолепие.
  Среди других произведений де Броса видное место занимает цер-ковь Сен-Жерве (начата в 1616 г.) в Париже. В этой церкви, постро-енной по плану церквей итальянского барокко, традиционные эле-менты церковных барочных фасадов сочетаются с готической вытя-нутостью пропорций. 
  К первой половине XVII столетия относятся ранние образцы круп-ных ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.) был Жак Лемерсье.
  Планировка ныне не сохранившегося ансамбля была основана на пересечении под углом двух композиционных осей. Одна из них сов-падает с главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей го-род с площадью перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым углом или расходящихся из одного центра аллей.
  Расположенный в стороне от дворца г. Решелье был окружен стеной и рвом, образующими прямоугольник в плане. Планировка улиц и кварталов города подчинена той же строгой системе прямоугольных координат, как и ансамбль в целом, что свидетельствует о сложении в первой половине XVII века новых градостроительных принципов и преодолении средневековых приемов застройки города с кривыми узкими улочками, скученными строениями и маленькими тесными площадями.
  Дворец Ришелье, как и его регулярный парк с глубокими перспек-тивами аллей, обширным партером и скульптурой, создавался как ве-личественный памятник, призванный прославить всесильного прави-теля Франции. Интерьеры дворца были богато украшены лепниной и живописью, в которых возвеличивались личность Ришелье и его дея-ния.
  Ансамбль дворца и города Ришелье был еще недостаточно проник-нут единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и строгой пространственной композиции, неизвестной ар-хитектуре итальянского Возрождения и барокко.
  Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598-1666). Его крупным произведением явля-ется церковь женского монастыря Валь де Грас (1645-1665), постро-енная уже после его смерти. В основу композиции плана положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, трансептом и  куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых со-оружений XVII века, фасад здания восходит к традиционному реше-нию церковного фасада архитектурой итальянского барокко. При-поднятый на высоком барабане купол церкви - один из трех наиболее высоких куполов Парижа.
В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чер-дака под желье (устройство, получившее по имени автора название "мансарды").
  В отделке интерьеров замков и городских отелей в первой половине XVII века широко применялись резное дерево, бронза, лепнина, скульптура, живопись.
  Таким образом, в первой половине XVII века как в области градо-строительства, так и в формировании самих типов зданий идет про-цесс вызревания нового стиля, и создаются условия для его расцвета во второй половине столетия.